
С 1 января 2026 года в России вступает в силу обновленный государственный стандарт ГОСТ Р 52289-2019 с Изменением №1, который кардинально преобразует систему дорожных знаков и правила их применения. Этот документ станет результатом трехлетней работы специалистов и представляет собой самое масштабное обновление стандартов за последние шесть лет, включающее более 150 изменений различного характера.[kommersant+3]
Основные цели и принципы обновления
Снижение визуального шума
Главная идея нового ГОСТа заключается в борьбе с "визуальным шумом" на дорогах. По данным московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД), чрезмерное количество указателей негативно влияет на концентрацию внимания водителей и восприятие дорожной обстановки. Только в Москве планируется демонтировать более 55 тысяч из 900 тысяч установленных знаков, что составляет около 6% от общего количества.[bfmspb+2]
Повышение информативности
Новый стандарт позволяет объединять несколько знаков на одной табличке, что делает информацию более компактной и понятной. Это решение особенно актуально для городских условий, где пространство для размещения знаков ограничено.[rbc+1]
Новые дорожные знаки
Знак 8.15.1 "Глухие пешеходы"
Впервые в российской практике вводится специальная табличка, информирующая о присутствии пешеходов с нарушениями слуха. Знак представляет собой белый прямоугольник в черной окантовке с надписью "ГЛУХИЕ". Такие таблички будут устанавливаться:
- Возле специализированных медицинских учреждений
- У зданий социальных организаций для глухих и слабослышащих
- В районах компактного проживания людей с нарушениями слуха
- Рядом со школами для детей с особыми потребностями
Знак 6.16.1 "Вертикальная стоп-линия"
Революционным нововведением стал вертикальный вариант знака "Стоп-линия". Этот знак будет применяться в случаях, когда невозможно обеспечить требования для традиционного горизонтального знака, а также для обеспечения беспрепятственного передвижения пешеходов.
Новый вертикальный знак стоп-линии по ГОСТ 2026
Основные преимущества вертикального знака:
- Лучшая видимость в условиях плохой погоды
- Сохранение функциональности при заметении снегом горизонтальной разметки
- Уменьшение помех для пешеходного движения
- Возможность установки в стесненных условиях
Знак 6.2.1 "Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности"
Новый специализированный знак предназначен для обозначения рекомендуемой скорости движения через "лежачих полицейских". Это позволит водителям заранее подготовиться к преодолению препятствия и выбрать оптимальную скорость.
Объединенные знаки - новая философия информирования
Парковка с указанием способа постановки
Теперь знак парковки может содержать схематическое изображение способа постановки транспортного средства на стоянку. Это устраняет неопределенность и помогает водителям правильно припарковаться с первого раза.
Объединенный знак парковки с указанием способа постановки
Заснеженное и влажное покрытие
Объединение предупреждений о скользкой дороге, мокром и заснеженном покрытии в один знак 8.16.2 упрощает восприятие информации. Знак содержит изображения снежинки и тучи с осадками, предупреждая сразу о нескольких типах опасности.
Рекомендуемая скорость с искусственной неровностью
Возможность размещения знака рекомендуемой скорости непосредственно на щите с указателем "Искусственная неровность" обеспечивает лучшую связь между предупреждением и рекомендацией.
Расширение временных ограничений
Знак 8.5.8 "Время действия"
Кардинально расширены возможности указания периодов действия дорожных знаков. Теперь на табличках можно указывать не только часы и дни недели, но и месяцы. Примеры новых обозначений:
- "Сентябрь-апрель" для сезонных ограничений
- "Июнь-август" для летних регламентов
- "Декабрь-март" для зимних ограничений
Это нововведение особенно актуально для регионов с выраженной сезонностью, где различные ограничения связаны с климатическими условиями.
Изменения в правилах применения существующих знаков
Упрощение регулируемых переходов
На регулируемых пешеходных переходах в населенных пунктах знак 5.19.1 "Пешеходный переход" теперь допускается не дублировать над проезжей частью. Это решение основано на том, что наличие светофора уже четко обозначает место перехода.
Отмена части знаков "Главная дорога"
В определенных случаях знак 2.1 "Главная дорога" можно не устанавливать:
- Перед перекрестками, где главная дорога проходит прямо, а второстепенная дорога с односторонним движением начинается от данного перекрестка
- На противоположной стороне при примыкании второстепенной дороги
Дублирование знака "Ограничение скорости"
На двухполосных дорогах вне населенных пунктов разрешено дублировать знак 3.24 "Ограничение скорости" на левой стороне в местах концентрации ДТП. Это решает проблему, когда водитель во время обгона не видит знак на правой обочине.
Новые правила зачехления знаков
Красные полосы вместо чехлов
Революционное изменение коснулось способов временного скрытия информации на знаках. Теперь на информационных знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12 зачехление надписей допускается способом перечеркивания двумя диагональными красными полосами, пересекающимися в центре закрываемой информации.
Параметры красных полос:
- Ширина равна половине высоты прописной буквы
- Минимальная ширина 100 мм
- Полосы должны пересекаться в центре закрываемой области
Изменения размеров парковочных мест
Новые стандарты для легковых автомобилей
Одним из практически значимых изменений стала корректировка размеров парковочных мест для легковых автомобилей при последовательном размещении вдоль края проезжей части:
- Старый стандарт: 2,5 × 6,5 м
- Новый стандарт: 2,25 × 6,5 м
Сравнение старых и новых размеров парковочных мест
Обоснование изменений
Уменьшение ширины парковочного места с 2,5 до 2,25 метра обосновано следующими факторами:[kommersant]
- Современные легковые автомобили имеют ширину 1,7-2,0 м
- Слишком широкая полоса провоцировала парковку на расстоянии от бордюра
- Новый стандарт позволяет организовать парковку в узких проездах
- Увеличивается количество парковочных мест в стесненных условиях
Технические аспекты внедрения
Право досрочного применения
Регионы России получили право применять новый ГОСТ досрочно, не дожидаясь 1 января 2026 года. Это позволяет проводить пилотные проекты, отрабатывать новые технологии установки знаков и подготавливать персонал дорожных служб.
Поэтапное внедрение
Процесс демонтажа избыточных знаков и установки новых будет проходить поэтапно в течение нескольких лет. Приоритет отдается участкам с высокой интенсивностью движения, местам концентрации ДТП и городским центрам с высокой плотностью знаков.
Региональные особенности внедрения
Московский опыт
Москва планирует стать пилотным регионом по внедрению нового ГОСТа. В столице проанализированы более 1,4 тысячи предложений по стандарту и подготовлен план демонтажа 55 тысяч избыточных знаков.
Другие регионы
В Московской области заявили, что расположение знаков уже оптимизировано, и массового сокращения их количества не потребуется. Власти Крыма планируют протестировать новый ГОСТ в одном из регионов полуострова перед масштабным внедрением.
Заключение
Новый ГОСТ Р 52289-2019 с Изменением №1 представляет собой комплексную модернизацию системы дорожных знаков в России. Основные достижения включают снижение визуального шума, повышение безопасности, создание инклюзивной среды и оптимизацию использования пространства.
Водителям рекомендуется заранее ознакомиться с новыми знаками и правилами их применения, чтобы быть готовыми к изменениям, которые вступят в силу с 1 января 2026 года. Дорожные службы должны использовать переходный период для подготовки специалистов и планирования поэтапного внедрения нового стандарта.
Или закажите обратный звонок.
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 5 минут.
Введите номер Вашего телефона